Список статей
«Развитие навыков функционального чтения на уроках русской речи»

Добрый день,

уважаемые коллеги!

Поздравляю вас с

новым учебным годом! Осень – удивительное время года. И в эту волшебную пору мы

вместе с учениками вновь совершаем путешествие в мир знаний, открытий, новых

свершений.

Здоровья вам,

творческих успехов в деле воспитания молодого поколения!

Тема моего

выступления «Развитие навыков функционального чтения на уроках русской речи». Я

работаю в Карашиликской СШ Бурабайского района.

В современном мире

понятие грамотности изменяется, но по- прежнему остается связанным с пониманием

различных текстов: ведь человек в течение всей жизни читает печатный текст,

электронные книги, воспринимает аудиокниги.

Государственная

программа обучения ориентирует на развитие ФГ учащихся, акцентируя обучение на

текстоведении, актуализации 

коммуникативного подхода и учитывании мультикультурной среды.

ФГ-способность

человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с

социумом.

В настоящее время

существует острая необходимость  учить

детей осознанному  вдумчивому чтению и

умению трансформировать текст, используя его для достижения собственных целей,

развития знаний, общения и для активного участия в жизни общества.

В международных

исследованиях  грамотность чтения как раз

и подразумевает эти способности школьников. Всем вам известно, что школьники

Казахстана в исследованиях PISA

показали слабые результаты. Это означает, что наши дети не могут использовать

данную текстовую информацию для решения поставленных перед ними задач.

Для оценки уровня грамотности чтения эксперты PISA 

вводят 6 уровней на основе таксономии Блума.

Следовательно, для подготовки учащихся перед

учителем возникает необходимость на материале текстов учебника или взятых из

других источников развивать навыки функционального чтения.  Конечно, нужно составить соответствующие

задания.  И на их основе инициировать на

уроке ситуации мышления, позволяющие реализовать функциональные цели, связанные

с повседневной жизнью.

Это и есть функциональное чтение – чтение с целью

поиска информации для решения определенных задач. Кстати, стратегии критического мышления как раз – таки и

развивают навыки функционального чтения.

Эксперты PISA делят тексты на сплошные и несплошные. К несплошным

текстам относятся графики, схемы, диаграммы, карты, план помещения, билеты,

расписание движений и т.д.

Тексты учебников можно оптимально использовать для

развития навыков  функционального чтения.

Это, конечно, только один из видов обучения ФЧ. Мною  составлены задания к текстам учебников РЯ для

казахской школы. На Международную Ярмарку педагогических инноваций в г.Кокшетау

в этом году я представила сборник заданий к учебнику 9 класса. Сборник заметили

и наградили бронзовым сертификатом. Спасибо жюри и организаторам. Это

воодушевляет и повышает позитивный настрой.

В учебнике 9 класса сплошные тексты разного типа.

Задания продуктивного характера позволяют реализовать цели и задачи урока,

отображенные на слайде.

От обычного чтения и запоминания мы переходим к

исследованию, анализу, рефлексированию, оцениванию.

К текстам я составила 4 типа заданий, это задания творческого характера.

Дальше приводятся примеры заданий к текстам.

В основе заданий – чтение, письмо, общение со

сверстниками. Письменная и устная речь в ходе работы организовывают, оформляют

процесс мышления и служат материалом для диагностики деятельности учеников

учителем. В процессе парной, групповой работы ученики вынуждены формулировать

свою мысль для партнера, т.е. перевести мысль из внутреннего во внешний план. А этот процесс связан

с осмыслением.

Задания были предложены ученикам для изучения

результативности их выполнения.

Таким образом, использование заданий для развития

навыков ФЧ позволяет развивать мышление детей, речь, раскрывать творческий

потенциал ребенка. Мои ученики являются призерами районных олимпиад,

участвовали и в областных. Также принимаем участие в районных и областных

конкурсах сочинений, являемся призерами международных конкурсов «Русский

медвежонок», «Грамотей+», участвовали к 300-летию Аблай хана в конкурсе

исследовательских работ по теме «Эпоха рыцарства в казахской степи».

Кроме этого, постоянно участвуем в районных

конкурсах выразительного чтения, смотрах художественной самодеятельности,

проводим в школе поэтические вечера, литературные гостиные.

Подытоживая вышесказанное, хочу озвучить любимое

выражение: «Жизнь в сочетании с творчеством есть радость».

Радости, творчества и  только счастливых дней в жизни!

Спасибо за внимание!

 

 

 

Автор: Абильдина К.С.
Просмотров: 164
Дата создания: 8 Января 2018 г.
Дата редактирования: 8 Января 2018 г.
www.egov.kz
Опрос